8-913-87-22-966, 8 (382-2) 5 7-3 7-4 6

Россия, г. Томск, ул. Никитина 17 ( Демонстрационный склад )


Жаккард: история изобретения и его качества

Жаккард: история изобретения и его качества (Щёлкните чтобы увеличить)

Совершавшийся в Англии переворот в текстильной технике не мог не повлиять на техническое изобретательство в тех отраслях текстильной промышленности Франции, которые занимали первенствующее положение в экономической жизни страны. Это в первую очередь должно было сказаться на положении шелковых мануфактур, игравших во Франции такую же роль «национальной индустрии», какую в Англии играли до последней трети XVIII в. шер-стяные мануфактуры.

Дореволюционная Франция снабжала своими шелковыми изделиями все страны Европы, где на них имелся спрос со стороны придворных и дворянско-аристократических кругов. Важнейшей технической задачей, которая давно стояла перед шелкоткачеством и которой занимались уже многие поколения изобретателей, была механизация операций по изготовлению узорчатых тканей. Работы Бушона, Фалькона и Вокансона частично разрешили эту проблему, но создать действительно революционизирующую производство машину они не могли. Их преемники, под влиянием роста внешних оборотов французской торговли тканями и известий об успехах машинной техники по ту сторону Ламанша, стремятся в 70—80-х гг. XVIII в. изыскать новые пути и методы решения задачи. В 1770 г. Ла-Салл конструирует станок для производства легких тканей, установленный на некоторых мануфактурах Парижа, Лиона и Нима. В 1777 г. Пайтону удалось построить станок, работавший без дер-галыцицы с небольшим количеством веревок. Другой изобретатель — Поле предложил аппарат, в котором при помощи механической руки воспроизводилась ручная наборка нитей. Оригинальную систему придумал в 1778 г. Перрен: на его станке несколько рядо& клавишей давали возможность нажимом пальцев производить операцию дерганья нитей; 50 станков Перрена работало в 1785 т. в Париже. Наиболее простой конструкции станка удалось добиться в 1775—1780 гг. Понсону, применившему подъем нитей 8-ю подножками, поднимавшимися комбинацией веревок; в 1787 г. на шелковых мануфактурах действовало около 1500 таких станков.

Великая буржуазная революция 1789 г., сломив цепи абсо-лютистско-феодального строя, создала условия для возникнове-нИя и развития крупной машинной индустрии во Франции. После временного упадка, вызванного гражданской войной и интервенцией (в 1793 г. подавление контрреволюционного восстания в Лионе привело к разорению шелкоткацких предприятий), с конца XVIII в. начинается быстрый подъем французской шелковой промышленности.

Промышленная политика Наполеона I была направлена к изгнанию английских товаров с европейского континента и к превращению этого последнего в монопольный рынок для изделий французского производства. Этой цели служили и многолетние войны (1804—1815) и насильственная перекройка территорий и народнохозяйственных комплексов завоеванных стран, и установление принудительных тарифов в вассальных государствах, и запрещение торговли с Англией для вынужденных «союзников» французского императора и, наконец, разнообразные внутренние мероприятия, направленные к поощрению промышленной деятельности и развитию машинной техники, в особенности в тех отраслях промышленности, которые работали на экспорт.

Расцвет шелкоткацкого производства носил неравномерный характер. Кривая рыночной конъюнктуры то резко поднималась вверх, и предприятия не справлялись с наплывом заказов, то падала в связи с кризисом сырья и новыми войнами. Кадров квалифицированных мастеров явно не хватало для расширявшегося производства, а следовавшие одна за другой военные мобилизации отрывали от промышленного труда и тех, которые уже превращались в профессиональных рабочих. Отсюда хронический кризис квалифицированной рабочей силы, толкавший капиталистов к максимальной механизации производства.

Благоприятные условия для изобретательской деятельности, созданные декретами Национального собрания в 1791 г. и завершенные разработанным Конвентом в 1795 г. патентным правом, а также образованием в 1800—1801 гг. центрального технического музея (Консерватории искусств и ремесл) и Общества поощрения национальной индустрии, постоянными промышленными конкурсами, выставками и премиями за технические усовершенствования, — стимулировали творческую инициативу механиков, инженеров и изобретателей и придавали их изысканиям практически ясную ориентировку. Механизация узорчатого ткачества сделалась одним из важнейших участков изобретательства.

Жаккар и его изобретение.

Жаккар родился в 1752 г. в семье ткача. С юных лет ему пришлось скитаться по разным районам Франции и- переменить ряд специальностей, в числе которых была профессия отливальщика шрифтов и переплетчика. В 1793—1794 гг. мы застаем Жаккара вместе с сыном в рядах революционной армии Конвента, сражающимися с войсками монархической Австрии. Гибель сына в одной из битв прервала военную службу Жаккара и заставила его вернуться в Лион. С этого времени он до конца жизни посвящает все свои труды ткачеству. Знакомый еще с детства с тяжелым положением узорчатых ткачей, Жаккар хорошо сознает, что час машины настал, что от нее зависят дальнейшие судьбы лионской промышленности. Сначала Жаккар ставит перед собой только скромную задачу: усовершенствовать станок Понсона—Верзье, сделав его более компактным и сократив количество необходимых для его обслуживания дергальщиц. Сконструированный Жаккаром и запатентованный им в июне 1800 г. станок был премирован бронзовой медалью, а модель его была удостоена помещения в Консерватории искусств и ремесл.

Несмотря на много остроумных улучшений и дополнений, сделанных Жаккаром, это его изобретение не выходило за пределы проторенных путей и не порывало со старой традицией. Конструкция станка была очень сложной и практическая проверка не оправдала связывавшихся со станком надежд. Но уже через два года Жаккар обращает на себя всеобщее внимание блестящим разрешением задачи, выставленной одновременно на конкурсах Общества поощрения ремесл и искусств во Франции и Королевского общества поощрения ремесл и искусств в Англии, — изобретением станка для механического вязания рыболовных сетей. Результатом этого было приглашение Жаккара в Париж, где он должен был в мастерских Консерватории искусств и ремесл закончить постройку своего нового станка.

Работая в этой опытной лаборатории французской промышленной техники, Жаккар знакомится ближе с коллекцией машин из кабинета Вокансона, помещенной в Консерватории, и находит в чердачных руинах отдельные части давно забытого узорчатого станка гениального французского механика. Реставрация станка и испытание его позволяют Жаккару критически исследовать его положительные и отрицательные стороны, нащупать его сильные и слабые места. Жаккар решает заново переработать всю конструкцию.

Первые усовершенствования в машине Жаккара были сделаны механиком Бреттоном, который после нескольких лет упорной работы заменил каретку прессом, точно регулировавшим ход призмы, Упростил передаточный механизм машины, уничтожив ряд блоков, противовесов и рычагов, что ускорило работу основных органов станка, и ввел метод производства отдельно рисунка и фона ткани, благодаря чему количество пустых карт уменьшалось за счет Увеличения продырявленных карт, а тем самым и за счет увеличения раппорта ткани. В период 1815—1820 гг. ряд французских изобретателей придает станку тот технически-совершенный вид и фактически-рентабельный характер, который сохраняется почти Неизменным на многие десятилетия.

 

Механический ткацкий станок Картрайта в своей первоначальной форме был еще настолько несовершенной машиной, что никакой серьезной угрозы для ручного ткачества его применение не представляло. Поэтому до первых лет XIX в. положение ткачей было несравненно лучше, чем прядильщиков, и их заработная плата обнаруживала лишь едва заметную тенденцию к понижению. Так, после некоторого падения в период с 1790 по 1796 г. (с 40 шил. в неделю до 33) недельная заработная плата ручных ткачей бумажного батиста в следующие 6 лет падает всего на 4 шиллинга (29 шил. в 1802 г.). Однако в период с 1802 по 1812 г. происходит резкое ухудшение материального благосостояния ткачей: их заработная плата падает на 50% (14 шилл. в 1812 г.). Одной из основных причин этого были существенные улучшения, введенные в это десятилетие английскими механиками в конструкцию станка Картрайта и обеспечившие последнему практическое распространение. Еще в 1793 г. по словам Кромптона «Тканье кисеи было ремеслом джентльмена. Ткачи всем своим видом походили на офицеров в высшем чине: в модных сапожках, гофрированной рубашке и с тросточкой в руке они отправлялись за своей работой и иногда привозили ее домой в карете».

Это усовершенствование сохранилось в ткацком станке почти в той же конструктивной форме до конца XIX в. Точно также предложенный Миллером способ прокидки челнока рычагом оказался весьма целесообразным и не подвергался дальнейшим изменениям в течение 60 лет.

В 1803 г. Томас Джонсон (Johnson) из Стокпорта сконструировал шлихтовальную машину, чем окончательно освободил фабричного ткача от необходимости совершать операцию шлихтования на самом ткацком станке. В том же году Джон Тодд (Todd) вводит в конструкцию ткацкого станка ремизный ролик, помещающийся на вершине станка, и вал с кулаками, нажимающими на подножки и вызывающими подъем веревок, к которым прикреплены ремизки.

Наконец в 1803 г. Вильям Хоррокс (Horrocks) из Стокпорта берет патент на механический ткацкий станок, который имел большой практический успех, хотя и был еще далек от совершенства.

Хоррокс оставил в неприкосновенности деревянную станину старого ручного станка. Бердо подвешивалось в верхней балке и приводилось в действие от шатуна центрального вала. Подъем ремизок осуществлялся при помощи эксцентриков (подъемных пальцев), насаженных на другой вал. Метод же снятия готовой ткани был заимствован Хорроксом из усовершенствованного ручного станка, изобретенного за год до этого Вильямом Радклиффом (Radcliff) и получившего известность под именем «dandy loom». Станок Хор-рокса по своему внешнему виду еще весьма походил на свой ремесленный прототип. Именно о нем, очевидно, Маркс писал: «Механический ткацкий станок в своей первоначальной форме состоит преимущественно из дерева... До какой степени старая форма средства производства господствует вначале над его новой формой, показывает, между прочим, даже самое поверхностное сравнение современного парового ткацкого станка со старым ...»

Свойства жаккарда.

В этом материале слилось два разных стиля: рельефный рисунок положен на поражающее естественностью цветов полотно. Жаккард отличается необычайной прочностью и устойчивостью окраски. Ткань практична и долговечна. Почти все жаккардовые ткани - двуслойные. Это создает большие удобства для дизайнеров, поскольку ткань можно использовать как с лицевой, так и с изнаночной стороны.
Равнозначное соединение натуральных и синтетических волокон позволяет гармонично сочетать мягкость и прочность в этих тканях.


Состав: полиэстер, хлопок
Износоустойчивость: от 7000 до 13000 циклов.
Пилингуемость: 4-5
Цветоустойчивость: 4-5
Плотность: 210-330г/м²
Усадка после ручной стирки и сушки: по основе – до 2,5%, по утку – до 3%

Уход за жаккардом.